Как потребители воспринимают МАП, как они оценивают качество услуг
МАП - компания ориентированная на потребителей.
В соответствии с Политикой и Целями в области качества одной из первостепенных является задача постоянного повышения уровня удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг.
Поэтому компания проводит регулярные обследования удовлетворенности потребителей (УФПС), используя хорошо зарекомендовавший себя метод - анкетирование.
Одной из целей первого обследования в 2003 году было получение базовых (нормативных) показателей.
Была разработана специальная форма для проведения обследования - анкета.
Для каждого из вопросов анкеты была разработана система утверждений, привязанных к показателям восприятия. Для количественной оценки показателей используются индексы удовлетворенности - числовое значение в интервале от 0 до 1 (минимальное значение 0, максимальное - 1).
В ходе анкетирования постоянно исследуется значимость показателей для потребителей в настоящее время и в будущем.
На рис.1. приведены результаты определения текущего рейтинга показателей по данным последнего анкетирования (март 2007 г.)
Рис.1. Уровень (рейтинг) значимости показателей, используемых при обследовании, для потребителей, %.
В таблице 1 приведены данные по количеству откликов потребителей за весь период анкетирования.
Таблица 1. Количество откликов потребителей.Период анкетирования УФПС | Количество отправленных анкет в УФПС | Количество полученных ответов от УФПС |
2003 год | 83 | 47 |
2004 год | 83 | 59 |
2005 год | 83 | 41 |
2006 год | 83 | 48 |
2007 год | 83 | 57 |
Количество потребителей, которые заинтересованы в постоянном анализе качества работы МАП (участвуют в анкетировании четыре года подряд), растет (18 в 2006, 24 в 2007 г). В таблице 2 представлены сводные данные по показателям восприятия потребителями МАП, качества продукции и услуг в соответствии с их рейтингом.
Таблица 2. Динамика индексов степени удовлетворенности потребителей, заинтересованных в постоянном анализе качества работы МАП, в скобках - всех потребителей, ответивших на анкеты , через дробь - количество предложений по улучшению деятельности, предлагаемые потребителями в анкетах.Показатель, рейтинг / Период анкетирования | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Общая оценка восприятия МАП потребителями (открытость, доступность, прозрачность) | 0,55 | 0,58 (0,55)/14 |
0,55 (0,55)/20 |
0,61 (0,62)/22 |
0,70 (0,69)/25 |
Качество работы персонала - профессионализм, отзывчивость, гибкость, активность. | 0,68/10 | 0,67 (0,68)/6 |
0,66 (0,67)/5 |
0,71 (0,72)/7 |
0,78 (0,74)/3 |
Качество электронного и бумажного каталога | - | - | - | - | 0,78 (0,78)/13 |
Оперативность доставки изданий потребителям по подписке и рознице | 0,53/9 | 0,53 (0,55)/15 |
0,54 (0,54)/10 |
0,58 (0,60)/12 |
0,60 (0,65)/10 |
Исправление ошибок доставки - реагирование на жалобы и претензии | - | 0,55 (0,56)/11 |
0,52 (0,54)/6 |
0,56 (0,58)/5 |
0,66 (0,66)/3 |
Оценка разработанной МАП системы мотивации труда сотрудников УФПС | 0,59/8 | 0,58 (0,55)/5 |
0,58 (0,58)/2 |
0,63 (0,60)/4 |
0,67 (0,70)/8 |
Уровень ошибок и качество работы по доставке изданий потребителям по подписке и рознице | 0,51/12 | 0,48 (0,50)/9 |
0,48 (0,48)/12 |
0,54 (0,55)/14 |
0,58 (0,59)/18 |
Соответствие ассортимента потребностям подписчиков | - | - | - | - | 0,63 (0,66)/- |
Соотношение качества услуг и цен | 0,65/7 | 0,63 (0,71)/10 |
0,67 (0,69)/9 |
0,68 (0,67)/12 |
0,65 (0,65)/6 |
Качество работы по увеличению подписных тиражей (исключено из опросов) | 0,62/5 | 0,58 (0,64)/- |
0,57 (0,61)/2 |
0,64 (0,66)/3 |
- |
Увеличение количества и тематики изданий в каталогах (исключено из опросов)Качество работы по увеличению подписных тиражей (исключено из опросов) | - | 0,78 (0,75)/15 |
0,74 (0,76)/9 |
0,78 (0,77)/6 |
- |
Высокую оценку получил важнейший для УФПС (1 место в рейтинге) показатель - работа персонала МАП. 75% ответивших отметили качественное выполнение сотрудниками МАП своей работы.
В 54% регионов считают высокими цены в каталоге МАП. Однако половина из них утверждает, что цены соответствуют качеству предлагаемых услуг. Остальные потребители ответили, что цены средние и соответствуют предлагаемому качеству. В тоже время 54% считают цены такими же, как и у других агентств, 4% считают их лучшими, а 42% отмечают, что цены выше.
89,47% УФПС считают, что ассортимент каталогов МАП соответствует потребностям подписчиков. Но, все же, большинство и них заинтересованы либо в дальнейшем расширении ассортимента, либо в небольшой корректировке количества и тематики изданий. В Калининградской области и Ставропольском крае считают, что ассортимент каталога МАП удовлетворяет абсолютно все потребности подписчиков.
56% потребителей оценивают работу МАП по мотивации труда сотрудников УФПС как хорошую и отличную, а 33% считают ее удовлетворительной.
По одному из наиболее значимых для потребителей параметров, характеризующих качество услуг МАП (2 место в рейтинге) получен самый высокий индекс уровня удовлетворенности. 78,95% УФПС считают "хорошим" или "отличным" качество электронного и бумажного каталога МАП. По этому показателю не получено ни одного суждения, свидетельствующего о неудовлетворенности.
Улучшилось восприятие потребителями деятельности МАП по снижению уровня ошибок доставки изданий. 63% потребителей отмечают, что уровень ошибок доставки в МАП не хуже, чем у других агентств, 21% считает, что у МАП ошибок меньше и 16% считает, что у МАП ошибок больше.
УФПС Ненецкого АО: "Нам очень нравиться введенная упаковка печатной продукции МАП, прошедшая автоматизированную сортировку, что обеспечивает полную целостность и сохранность вложения".
Республика Коми (исх. №11.2.1.11/1143 от 14.12.06): "В настоящее время качество направляемых изданий МАП значительно улучшилось".
Положительную оценку потребителей получила скорость доставки изданий: 61,4% удовлетворены скоростью доставки, но желали бы некоторых улучшений, 31,58% считают, что доставка осуществляется своевременно, задержки лишь в исключительных случаях, а Амурская, Астраханская, Ульяновская и Читинская области считают скорость доставки недостаточной.
При оценке реагирования на жалобы (исправление ошибок доставки) 51% потребителей отметили, что у МАП иногда возникают проблемы и требуются улучшения, 40% отметили уровень хорошей работы, а Амурская, Архангельская, Иркутская, Новгородская и Ульяновская области считают, что необходимы существенные улучшения.
Результаты оценки удовлетворенности издателей (также являются потребителями услуг МАП по доведению информации до подписчиков через каталоги, услуг по доставке изданий и рекламе) приведены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты оценки удовлетворенности издателей.Области оценки и показатели уровня удовлетворенности издателей | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Количество отправленных анкет | 120 | 165 | 426 | 433 |
Количество полученных ответов | 18 | 9 | 50 | 50 |
Общий уровень организации работы (имидж) Агентства | 0,80 | 0,78 | 0,88 | 0,91 |
Действия персонала при заключении договоров (по продаже услуг) | 0,89 | 0,87 | 0,93 | 0,93 |
Качество работы персонала при обслуживании договорных отношений (сопровождение заключенных договоров) | 0,82 | 0,76 | 0,93 | 0,93 |
Соотношение качества предлагаемых услуг и затрат | - | 0,70 | 0,80 | 0,79 |
Выполнение условий оплаты по договорам | - | 0,85 | 0,92 | 0,94 |
Для совершенствования работы МАП в анкетах предусмотрены разделы для пожеланий потребителей по улучшению качества работы. Эти пожелания тщательно изучаются и реализуются.
Улучшению восприятия потребителями общего имиджа МАП способствует фирменный стиль, разработка которого завершена ООО "Макс Креатив" по заказу МАП в марте 2006 года.
Время реагирования на обращения, жалобы, рекламации (претензии) потребителей после организации претензионного отдела, сократилось с 15 (в 2004 году) до одних суток. Эти сроки выдерживаются до настоящего времени (нормативное значение - одни сутки).
В табл. 4 представлены результаты работы по рассмотрению и удовлетворению претензий, снижению ошибок и дефектов.
Бизнес-процессы | БП-2 "Распространение периодической печатной продукции по подписке" | БП-3 "Поставка периодической печатной продукции в УФПС для реализации в розницу" | ||||||
период | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Кол-во продукции, отправленной потребителям, млн. экз. | 12,99 | 17,08 | 19,54 | 24,11 | 1,42 | 26,97 | 46,31 | 63,34 |
Всего поступивших претензий, шт. | 8 422 | 21 875 | 17 511 | 16 936 | 181 | 4 544 | 9 723 | 17 475 |
Из них не удовлетворено, шт. (% от поступивших претензий)* |
1 221 (12,09) |
2 939 (10,75) |
2 744 (10,08) |
3418 (20,18%) |
(100)** | (100) | (100) | (100) |
Обработано претензий, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Количество ошибочно отправленных экземпляров, шт. | 39 978 | 73 375 | 61 042 | 53 102 | 2 806 | 62 412 | 136 721 | 134 013 |
Ошибки доставки (норматив 0,5%), % | 0,3 | 0,43 | 0,31 | 0,2 | 0,2 | 0,33 | 0,29 | 0,2 |
Число дефектов на миллион (PPM) | 3 076,5 | 4 294,9 | 3 123,6 | 2202,9 | 1 983 | 2 314,1 | 2 952,2 | 2115,6 |
Результат точности выполнения процесса, % | 99,7 | 99,57 | 99,69 | 99,78 | 99,8 | 99,77 | 99,71 | 99,79 |
Мера вариации процесса, σ | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
* - неудовлетворенные претензии - необоснованные претензии или претензии по изданиям, которых нет в наличии ни на складе ни в издательстве. В последнем случае проводится аннуляция подписки и возврат денег подписчикам.
** - 100% неудовлетворенных претензий по рознице означает, что в случае обнаружения несоответствующей продукции потребителем она не поступает в продажу. Осуществлять досыл, замену и т.д. нецелесообразно, поскольку поставки уже устаревших газет и журналов никому не нужны.
Постоянная работа по анализу и прогнозированию восприятия МАП потребителями позволило выйти на новые направления бизнеса.
Другие новые направления, запланированные к внедрению по результатам опросов потребителей - повышение эффективности розничных продаж, персональная подписка для населения и др.
Оценка конкурентоспособности продукции и услуг МАП по результатам анкетирования потребителей представлена на рис.2.
Рис. 2. Конкурентоспособность МАП в сравнении с другими участниками рынка